Тайм-менеджмент

Почему мы боимся говорить "нет" и как этому научиться

Каждый человек ежедневно принимает решения. Представьте себе свой день: чем позавтракать, как добраться до работы, как провести вечер, что ответить в письме, подписывать ли документ, пойти ли в спортзал, посетить ли мероприятие? Порой десятки и сотни решений - что выбрать? Сказать «да» или «нет» человеку и самому себе?

Как эксперт по планированию и тайм-менеджменту, в своих лекциях я постоянно обращаю внимание именно на этот пункт: важно уметь вовремя сказать «нет». Внутренние причины, мешающие планированию, – так я это называю, и навык отказать немаловажен в планировании.

У вас может быть идеальный план на год, цели поставлены, стратегия расписана, задачи распределены – бери и делай. Вы просыпаетесь с утра со списком дел на день, приступаете к задаче и начинается Жизнь.

Работаете дома на удалёнке – члены семьи просят посмотреть, помочь, подсказать, поиграть. Ведь мама/папа дома, к вам «занятому» не привыкли. Работаете в офисе – а почту засыпает письмами с задачами. Собираетесь в отпуск, и большинство склоняется на море, а у вас аллергия на солнце. На вечер был запланирован поход в спортзал, но друзья позвали встретиться в центре, или сестра просит помочь посидеть с ребёнком.

Да или нет? Что выберете вы в каждом случае? Чем руководствуетесь? Какое послевкусие останется после: позитивные эмоции или подавленность.

Если второе – значит, нужно что-то менять. Ни о каком планировании дел, достижении целей не может идти речь, если вы постоянно говорите да, наступая на свои планы и желания.

Почему многие бояться отказать? Отказать – значит, не согласиться, разочаровать, вместо похвалы и благодарности получить осуждение за черствость. Именно такие ассоциации происходят внутри, когда человек внутренне кричит «нет», но вместо этого кивает, вздыхает, молча улыбается и соглашается. Самый большой страх – перестать быть «хорошим», получить наказание и осуждение.

Почему так происходит? История в таком поведении, как правило, тянется из детства.

  • Слишком строгие родители: за успехи вас поощряют, в неудачах же не поддерживают, а наказывают – вы стремитесь избежать наказание и делаете всё, чтобы его избежать.
  • Неблагоприятная обстановка дома, тяжелые времена, ссоры, уход одного родителя из семьи и жизни – и вы делаете всё и соглашаетесь на всё, чтобы порадовать родителей или одного из них. Всё вокруг плохо, но вы хороший.

  • Правила культуры и воспитания в семье. Если изначально отсутствуют границы в виде стука в комнату взрослого и ребенка, общего согласования плана отпуска или покупок, уважения времени и пространства другого – ребёнок всё это видит, перенимает и в зрелом возрасте сам нарушает чужие границы и не видит нарушения своих.

  • Традиции воспитания –при миграции в другую культуру любой взрослый также может столкнуться с этой проблемой, привычное и понятное ранее – больше не работает.

Причин может быть много, но самое главное, что было – то было. А что с этим делать сейчас?

  • Первый шаг – осознание проблемы. Если вы понимаете, что речь в статье именно о вас, не стоит расстраиваться. Лучше принять и понять, для чего вам нужно научиться говорить «нет». От чего вы избавитесь и что приобретёте?

Умение говорить «нет» — это о границах, о внутреннем стержне. Если человек умеет отказывать - он понимание свои истинные желания, цели, ценит своё время, энергию, деньги, знания. Он не готов распыляться на всё и принимает непонимание в свой адрес.

  • Вторым шагом необходимо понять, где именно ваши неудачи и к чему это приводит сейчас? Интересно, но факт: у одних людей напрочь отсутствуют границы при любой коммуникации, у других же в определенной сфере, например: или с начальником, или с коллегами, или в семье, или с друзьями. Где ваша слабая зона? Почему? Чего боитесь именно вы?

На работе вы – железная леди, а дома покорная жена и боитесь, что муж уйдет, поэтому соглашаетесь со всем. Есть ли у вас личное время? Реализуете ли вы свои желания?

Дома вы яркая интересная, живая, но приходите в офис и лампочка выключается, включается страх, что вас уволят, если вы только начнете возражать. Задерживаетесь на работе? Работаете над истощающими проектами или постоянно со сложными клиентами?

  • Третий шаг - перестать бояться отказывать. Вспомните предыдущие пункты и представьте сценарии, что будет, если вместо привычного «нет», вы скажете «да»? Не бойтесь осуждения и непонимания – вероятность, что так будет — 50%. На самом деле очень многие достаточно адекватно относятся к отказу и даже, наоборот, относятся с уважением. Они не ждут от вас постоянного согласия. Конечно, есть те, кто не примет и не поймет сразу: к вам прежнему/прежней уже привыкли. Вы всегда помогали, приходили на помощь, а тут отказ? Не буду лукавить – такое возможно, и здесь выбор только за вами. Вернуться в прежний сценарий или выйти на новую тропу жизни.

Ну и последнее: научиться говорить «нет». Аккуратно, без ссор и истерик, экологично.

Не можете сделать сейчас, но в целом идея интересна – попросите перенести на другой раз: «Я бы с радостью, как насчет следующей недели?»

Много дел и текущих задач, и появляется новое – «Я сейчас работаю над проектом. Какие сроки по новой задаче? Я приступлю к ней завтра, ок?»

Вас отвлекают дома – «Насколько это срочно? Я освобожусь после 13 и всё просмотрю/помогу/изучу»

Отказ – это не грубость и не противостояние. Отказ – это не переход в объяснения и оправдание. Отказ – это нормальный процесс в коммуникации, которого не стоит бояться, а нужно уметь легко применять, и вы увидите, как ваша жизнь заиграет новыми красками.
2024-12-03 14:38